Ту-204 — пассажирский самолет для линий средней и дальной протяженности

Гражданская авиации России

История

В ходе развития концепции будущего перспективного пассажирского самолета в ОКБ им. А.Н. Туполева в 1975 году был предложен проект среднемагистрального пассажирского самолета Ту-204 класса аэробус на 200-250 пассажиров, который стал первым проектом в программе создания самолета Ту-204 уже в классе среднемагистральных машин. Следующим этапом в создании самолета Ту-204 стали работы по проектированию семейства самолетов Ту-204, охватывавшего пассажирские самолеты различного назначения от ближнемагистральных до дальнемагистральных, с различными типами силовых установок, различными компоновочными решениями, но имевшими в своей конструктивной основе максимум общих элементов. К началу 1977 года в ОКБ им. А.Н. Туполева были проработаны технические предложения по самолетам семейства Ту-204 и произведена оценка путей достижения высокой топливной эффективности для ближнемагистральных и среднемагистральных пассажирских самолетов.

В качестве силовой установки было решено сделать ставку на разработки новых двигателей ОКБ П.А.Соловьева (проект Д-90, взлетная тяга 12500 кгс, удельный расход топлива на крейсерском режиме — 0,61 кг/кгс ч).

11 августа 1981 г. выходит правительственное постановление о создании среднемагистрального пассажирского самолета с тремя двигателями Д-90.

В 1981 году во главе МАП становится И.С.Силаев. Новый министр потребовал от самолетостроителей форсировать работы по созданию новейших среднемагистрального и дальнемагистрального самолета, по своему уровню соответствующих новым западным самолетам Боинг 757, Боинг 767 и машинам серии А-300. Эти требования министра прежде всего относились к двум отечественным разработкам Ту-204 и Ил-96. Оба самолета создавались практически одновременно, их объединяла высокая степень унификации по самолетным системам, оборудованию и двигателям.

Новые требования потребовали коренной переработки проекта Ту-204. Было решено перейти к двухдвигательному варианту Ту-204 с фюзеляжем большего удлинения и меньшего диаметра, с отказом от всесезонности и гибкости в эксплуатации, как от избыточных (в рамках получения высоких экономических показателей). Ту-204 в новой концепции должен был приблизиться по характеристикам к Боингу 757. В трехдвигательной компоновке с большим фюзеляжем при Д-90 получить топливную эффективность менее 19,0 г/пасс.км было нереально, а этот параметр был одним из главных проектных показателей конкурентоспособности с западными аналогами.

  Боинг 747 - первый в мире широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский лайнер

Новый вариант Ту-204 получает шифр Ту-204М (в дальнейшем индекс «М» исчезнет). В ОКБ им. А.Н. Туполева, в смежных предприятиях и организациях разворачивается работа по созданию Ту-204 в новом двухдвигательном варианте. Помимо схемы самолета, изменяется пилотажно-навигационный комплекс (ПНК) и связанные с ним подсистемы, взлетная тяга двигателя Д-90 доводится до 16000 кг (ПС-90А). После проведения большого объема дополнительных опытно-конструкторских работ по новому варианту, 18 января 1986 г. появляется второе постановление правительства по самолету Ту-204, уже в двигательном варианте. Вскоре определился и новый серийный завод, где должны были серийно выпускать Ту-204 (до этого речь шла о серии на КуАЗ-е). Местом серийного производства Ту-204 стало Ульяновское авиационное объединение (в настоящее время ЗАО «Авиастар-СП»), приступившее в конце 1980-х к освоению Ту-204.

2 января 1989 экипаж, возглавляемый А.И.Талалакиным впервые поднял первый опытный Ту-204 в небо. Основной объем заводских испытаний самолета Ту-204 был закончен к декабрю 1993 г.

В декабре 1994 года Госавирегистр МАК, после завершения сертификационных и эксплуатационных испытаний, выдал на Ту-204 сертификат летной годности на самолет (двигатель ПС-90А получил отечественный сертификат в 1992 г.). 23 февраля 1996 года самолет Ту-204 N 64011 «Внуковских авиалиний» совершил первый рейс с пассажирами по маршруту Москва — Минеральные Воды.

Ту-204-100 — модификация исходной модели Ту-204, отличается увеличенной взлетной массой и запасом топлива. В 1995 г. самолет был сертифицирован по нормам «Авиарегистра» России.

Ту-204-200 — модификация Ту-204-100 с дополнительными топливными баками для большей дальности полета. Был построен только один самолет с бортовым номером RA-64036 на заводе «Авиастар» в Ульяновске». В настоящее время Ту-204-200 выпускается в Казани под обозначением Ту-214.

Ту204-300 средне-дальнемагистральный пассажирский самолет. Модификация Ту-204-100 с укороченным фюзеляжем, рассчитанная на 164 пассажирских места в экономическом классе. Ту-204-300 является первым современным отечественным двухдвигательным пассажирским самолетом, способным совершать длительные перелеты, например, от Владивостока до Москвы без промежуточных посадок для дозаправки. Первый полет самолет Ту-204-300 с бортовым номером 64026 совершил 18 августа 2003 года и впервые был представлен публике на авиакосмическом салоне МАКС-2003.

  Ту-154 - среднемагистральный реактивный пассажирский самолет

14 мая 2005 года самолет Ту-204-300 получил сертификат, подтверждающий соответствие самолета принятым в России авиационным правилам АП-25, которые являются аналогом европейских и американских авиационных норм. Это означает, что Ту-204-300 полностью удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к современным самолетам, в том числе по безопасности, шуму на местности, выбросам вредных веществ в атмосферу и комфорту для пассажиров и экипажа авиалайнера. Серийное производство самолета развернуто на ЗАО «Авиастар-СП» в Ульяновске.

Летно-технические характеристики

Ту-204-100 Ту-214 Ту-204-300
Двигатели ПС-90А
Взлётная тяга, кгс 2х16140
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

46

42

13,9

40

Максимальная взлетная масса, т: 103 110,75 107,5
Количество пассажиров, чел. 168-210 164
Скорость, км/ч.:

максимальная

крейсерская

посадочная

850
810
240
Дальность полёта с пассажирами, км 4300 4340 5800
Практический потолок, м 12100
Потребная взлетная дистанция, м 2250
Потребная посадочная дистанция, м 2140
Экипаж, чел. 3 2-3
Расход топлива, кг/ч. 3500

Фюзеляж

Операторы

АвиалинииДагестана Атлант-Союз ВладивостокАвиа Кавминводыавиа ГТКРоссия Red Wings Трансаэро

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий