История
1 августа 1960 года вышло постановление СМ СССР No 826-341 о создании скоростного пассажирского самолёта Ту-124А с расположением двигателей Д-20П в хвостовой части фюзеляжа. Непосредственным толчком к созданию такого самолёта послужила реакция Н.С.Хрущёва в ходе визита во Францию весной 1960 года, где он прокатился на «Каравелле» с двигателями в хвостовой части фюзеляжа и ему понравилось отсутствие шума и вибрации в салоне.
Первые проработки машины выявили возможность создания её на базе пассажирского Ту-124, проходившего в то время заводские испытания. К 1 апреля 1961 года был готов эскизный проект. В начале 1962 года на опытном заводе No156 началась сборка первого Ту-124А с двигателями Д-20П-125 конструкции П.А.Соловьёва. 29 июля 1963 года экипаж во главе с заслуженным лётчиком-испытателем Героем Советского Союза А.Д.Калиной впервые поднял его в небо. 20 ноября самолёт получил обозначение Ту-134.
В 1966 году на Харьковском заводе No135 им. Ленинского комсомола началось серийное производство. Испытания самолёта продолжались до июля 1967 года. При этом в конструкцию был внесён ряд доработок. 26 августа 1967 года Ту-134 официально принят для эксплуатации в ГВФ с пассажирами. 9 сентября он совершил первый пассажирский рейс по трассе Москва-Адлер.
Начиная с четвертого серийного самолета вместо Д-20П-125 устанавливались двигатели Д-30.
В 1970 году была разработана модификация Ту-134А. Фюзеляж самолета был удлинен на 2,1 метра, на двигателях Д-30-II второй серии установлен реверс, снят тормозной щиток, число мест увеличено до 76. На самолетах предназначенных для экспорта было решено отказаться от штурмана.
В конце 1970-х годов был разработан самолет Ту-134А-3 с двигателем третьей серии Д-30-III. Взлётная масса была увеличена до 49 т, часть ранее выпущенных Ту-134А была переоборудована в вариант Ту-134А-3.
В 1980 году начался выпуск самолета Ту-134Б. На этой модификации от штурмана отказались окончательно. Застеклённый нос убран, а вместо него установлена радиолокационная система «Гроза-134». Была увеличена пассажировместимость до 96 мест.
Самолеты семейства Ту-134 производились в Харькове в 1966-1984 годах. Всего было произведено 852 самолета. К моменту окончания производства Ту-134 стал вторым по числу выпущенных экземпляров советским реактивным самолетом (уступая лишь Як-42) и самым массовым магистральным.
После вступления в действие Главы 3 приложения 16 ИКАО в 2002 году, ужесточившей шумовые нормы для воздушных судов, эксплуатация Ту-134 в странах ЕС была запрещена, и сегодня он используется почти исключительно на внутренних маршрутах России и стран СНГ. После катастрофы Ту-134 в аэропорту Курумоч в марте 2007 года было объявлено о том, что к 2015 году эксплуатация самолетов этой модели будет прекращена.
Летно-технические характеристики
Ту-134А | Ту-134А-3 | Ту-134Б | |||||||
Двигатели | Д30-2 | Д30-3 | |||||||
Взлётная тяга, кгс | 2х6800 | 2х6930 | |||||||
Габариты, м:
размах крыла длина высота |
29 37,1 9,02 |
||||||||
Максимальная взлетная масса, т: | 43 | 49 | 47,6 | ||||||
Количество пассажиров, чел. | 76 | 80-86 | 80-96 | ||||||
Скорость, км/ч.:
максимальная крейсерская посадочная |
900 850 250 |
930 880 265 |
|||||||
Дальность полёта с пассажирами, км | 2100 | 2020 | |||||||
Практический потолок, м | 12100 | 10100 | |||||||
Потребная взлетная дистанция, м | 2400 | 2100 | |||||||
Потребная посадочная дистанция, м | 2200 | 1800 | |||||||
Экипаж, чел. | 4 | 3-4 | 3 | ||||||
Расход топлива, кг/ч. | 5600 |
Фюзеляж
Диаметр фюзеляжа составляет 2,9 м.
Операторы
АвиалинииДагестана Алроса Донавиа Волга-Авиаэкспресс Ижавиа Когалымавиа Московия Нордавиа Оренбургские авиалинии ГТКРоссия Самара Татарстан Utair Ямал
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.