Ту-134 — реактивный пассажирский самолет для авиалиний малой и средней протяженности

Гражданская авиации России

История

1 августа 1960 года вышло постановление СМ СССР No 826-341 о создании скоростного пассажирского самолёта Ту-124А с расположением двигателей Д-20П в хвостовой части фюзеляжа. Непосредственным толчком к созданию такого самолёта послужила реакция Н.С.Хрущёва в ходе визита во Францию весной 1960 года, где он прокатился на «Каравелле» с двигателями в хвостовой части фюзеляжа и ему понравилось отсутствие шума и вибрации в салоне.

Первые проработки машины выявили возможность создания её на базе пассажирского Ту-124, проходившего в то время заводские испытания. К 1 апреля 1961 года был готов эскизный проект. В начале 1962 года на опытном заводе No156 началась сборка первого Ту-124А с двигателями Д-20П-125 конструкции П.А.Соловьёва. 29 июля 1963 года экипаж во главе с заслуженным лётчиком-испытателем Героем Советского Союза А.Д.Калиной впервые поднял его в небо. 20 ноября самолёт получил обозначение Ту-134.

В 1966 году на Харьковском заводе No135 им. Ленинского комсомола началось серийное производство. Испытания самолёта продолжались до июля 1967 года. При этом в конструкцию был внесён ряд доработок. 26 августа 1967 года Ту-134 официально принят для эксплуатации в ГВФ с пассажирами. 9 сентября он совершил первый пассажирский рейс по трассе Москва-Адлер.

Начиная с четвертого серийного самолета вместо Д-20П-125 устанавливались двигатели Д-30.

В 1970 году была разработана модификация Ту-134А. Фюзеляж самолета был удлинен на 2,1 метра, на двигателях Д-30-II второй серии установлен реверс, снят тормозной щиток, число мест увеличено до 76. На самолетах предназначенных для экспорта было решено отказаться от штурмана.

В конце 1970-х годов был разработан самолет Ту-134А-3 с двигателем третьей серии Д-30-III. Взлётная масса была увеличена до 49 т, часть ранее выпущенных Ту-134А была переоборудована в вариант Ту-134А-3.

  Sukhoi Superjet 100 - российский ближнемагистральный пассажирский самолет

В 1980 году начался выпуск самолета Ту-134Б. На этой модификации от штурмана отказались окончательно. Застеклённый нос убран, а вместо него установлена радиолокационная система «Гроза-134». Была увеличена пассажировместимость до 96 мест.

Самолеты семейства Ту-134 производились в Харькове в 1966-1984 годах. Всего было произведено 852 самолета. К моменту окончания производства Ту-134 стал вторым по числу выпущенных экземпляров советским реактивным самолетом (уступая лишь Як-42) и самым массовым магистральным.

После вступления в действие Главы 3 приложения 16 ИКАО в 2002 году, ужесточившей шумовые нормы для воздушных судов, эксплуатация Ту-134 в странах ЕС была запрещена, и сегодня он используется почти исключительно на внутренних маршрутах России и стран СНГ. После катастрофы Ту-134 в аэропорту Курумоч в марте 2007 года было объявлено о том, что к 2015 году эксплуатация самолетов этой модели будет прекращена.

Летно-технические характеристики

Ту-134А Ту-134А-3 Ту-134Б
Двигатели Д30-2 Д30-3
Взлётная тяга, кгс 2х6800 2х6930
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

29
37,1
9,02
Максимальная взлетная масса, т: 43 49 47,6
Количество пассажиров, чел. 76 80-86 80-96
Скорость, км/ч.:

максимальная

крейсерская

посадочная

900
850
250
930
880
265
Дальность полёта с пассажирами, км 2100 2020
Практический потолок, м 12100 10100
Потребная взлетная дистанция, м 2400 2100
Потребная посадочная дистанция, м 2200 1800
Экипаж, чел. 4 3-4 3
Расход топлива, кг/ч. 5600

Фюзеляж

Диаметр фюзеляжа составляет 2,9 м.

Операторы

АвиалинииДагестана Алроса Донавиа Волга-Авиаэкспресс Ижавиа Когалымавиа Московия Нордавиа Оренбургские авиалинии ГТКРоссия Самара Татарстан Utair Ямал

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий