Як-42 — среднемагистральный трехдвигательный самолет

Гражданская авиации России

История

Самолет разработан в качестве замены для самолетов типа Ил-18 и Ту-134. К созданию самолета в ОКБ А.С. Яковлева приступили в конце 1972 г. Первый вариант проекта представлял собой увеличенный в размерах самолет Як-40 с тремя ТРДД Д-36 и практически прямым крылом. В дальнейшем было решено использовать стреловидное крыло.

Первый полет опытного самолета состоялся 7 марта 1975 г.

После завершения летных испытаний в 1980г. самолет был сертифицирован и поступил в эксплуатацию. К серийному производству приступили Смоленский, а затем и Саратовский заводы. Первый полет с пассажирами Як-42 совершил 22 декабря 1980 года. Начало эксплуатации было весьма успешным, самолету не требовалось новых полос и рулежных дорожек, поэтому география полетов быстро расширялась. Трагедия произошла 28 июня 1982 года под белорусским городом Мозырь. У следовавшего на эшелоне Як-42 с бортовым номером 42529 Пулковского ПО Ленинградского УГА внезапно разрушился узел крепления стабилизатора и произошел его отрыв. Все находящиеся на борту люди погибли. Эта катастрофа стала серьезным ударом по ОКБ. Полеты всех находящихся в эксплуатации Як-42 были немедленно прекращены, и возобновились лишь полтора года спустя после устранения всех конструктивных недостатков. С тех пор произошло несколько тяжелых происшествий, но все они были связаны с навигационными и пилотажными ошибками экипажей, сам самолет больше не подводил ни разу.

В 1988 г. началось производство модификации Як-42Д с увеличенной взлетной массой и большей дальностью полета.

Всего до 2003 года было произведено 188 самолетов различных модификаций.

Летно-технические характеристики

Як-42 Як-42Д
Двигатели Д-36
Взлётная тяга, кгс 3х6500
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

34,88
36,38
9,83
Максимальная взлетная масса, т: 54 57,5
Количество пассажиров, чел. 104-120
Скорость, км/ч.:

максимальная

крейсерская

посадочная

800
750
185
Дальность полёта с пассажирами, км 1450 1960
Практический потолок, м 9100 9600
Потребная взлетная дистанция, м 1800 2200
Потребная посадочная дистанция, м 1500 1800
Экипаж, чел. 2
Расход топлива, кг/ч. 2600
  De Havilland Canada Dash 8 (DHC-8) - турбовинтовой самолет для линий средней протяженности

Фюзеляж

Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр 3,8 м).

Операторы

АвиалинииКубани Вим-авиа Волга-Авиаэкспресс Газпромавиа Ижавиа Саратовские авиалинии Татарстан

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий