
История
Первые эскизы новой машины появились на свет в 1965 году. В 1967 году были заложены, а в начале 1968 года построены первые два опытных самолета, получивших название Ту-154.
Первый полет Ту-154 No 85000 состоялся 3 октября 1968 года. Ту-154, в отличие от своих предшественников Ту-104, Ту-114, Ту-124 и даже Ту-134, изначально проектировался как чисто пассажирский авиалайнер, без каких-либо уклонов в военную сторону. В 1969-1971 годах шли интенсивные испытания новой машины. 25 декабря 1970 года самолеты поступили во Внуковское ПО для опытной эксплуатации.
В течение 1971 года на них было совершено более трех десятков грузовых рейсов в Киев, Тбилиси, Минеральные Воды и Симферополь. По результатам испытаний самолет был допущен к пассажирским перевозкам.
Свой первый рейс с пассажирами Ту-154 No 85016 совершил в день 49-летия «Аэрофлота» 9 февраля 1972 года по маршруту Внуково — Минеральные Воды, рейс No 709.
В 1972 году началась эксплуатация Ту-154 и на международных линиях, сначала по маршруту Москва-Берлин, а в дальнейшем в Прагу и в Париж.
Новая модификация Ту-154 1975 года получила индекс Б. На новых машинах установили дополнительный топливный бак, аварийные выходы в хвосте 2-го салона, а аварийные люки над крылом стали одинакового размера. Число мест для сидения пассажиров возросло до 164.
Серия Б самолета Ту-154 оказалась очень удачной. В разных вариациях она выпускалась до 1985 года общим тиражом 486 самолетов. А все машины предыдущих серий (Ту-154 и Ту-154А) постепенно переделывались в Ту-154Б.
Изменения в следующей модификации 1977 года коснулись агрегатов топливной системы, кондиционирования воздуха, электрооборудования и шасси. Поскольку новый самолет незначительно отличался от своего предшественника — Ту154Б, ему было присвоено наименование Ту-154Б-1. Количество мест в салоне осталось прежним — 164.
В новой модификации Ту-154 было предложено сделать легкосъемными переднюю перегородку второго салона и буфет — кухню, чтобы на этом пространстве можно было установить дополнительные ряды кресел. В такой компоновке самолет мог поднимать в воздух уже 180 пассажиров. Новый вариант получил название «конвертируемый», и даже были предложения (в 1977 году) назвать его Ту-154К, но поскольку ничем более количества сидений он от своего предшественника не отличался, то в конце концов получил название Ту-154Б-2.
В 1985 году изготовлен последний Ту-154Б-2, получивший регистрацию СССР-85605.
Попытка поставить на Ту-154 двигатель Д-30КУ производилась еще в 1978 году. До этого двигатель, обладавший на 7% большей силой тяги, да к тому же более экономичный, чем НК-8-2У, уже три года успешно эксплуатировался на Ил-62М. Но его доводка и испытания на Ту-154 затянулись на 7 лет. В результате, самолет с двигателем Д-30КУ, адаптированным под планер и агрегаты Ту-154 в 1975 году поставлен на конвейер под названием Ту-154М. А сам двигатель для Ту-154М стал именоваться Д30КУ-154-II. На самолете Ту-154М в результате установки этих тяговых агрегатов удалось добиться увеличения дальности полета на 13-17% без увеличения взлетного веса. Все Ту-154М для внутренних линий Аэрофлота были изготовлены только в компоновке на 164 пассажирских кресла.
В 1985 году для Аэрофлота было изготовлено 8 самолетов типа Ту-154М.
В 2001 году был построен последний Ту-154М по заказу «Уральских авиалиний». На этом производство самолетов Ту-154 прекратилось навсегда. За более чем 34-х летнюю историю Ту-154 было построено 926 самолетов всех модификаций, в том числе Ту-154М — 320 машин.
Летно-технические характеристики
Ту-154Б | Ту-154Б-2 | Ту-154М | |
Двигатели | НК-8-2У | Д30КУ-154 | |
Взлётная тяга, кгс | 3х10500 | 3х11000 | |
Габариты, м:
размах крыла длина высота |
47,9 |
37,55
11,4 |
48 |
Максимальная взлетная масса, т: | 98 | 100 | 104 |
Количество пассажиров, чел. | 152-164 | 164-180 | 152-176 |
Скорость, км/ч.:
максимальная крейсерская посадочная |
950
230 |
850 |
935
260 |
Дальность полёта с пассажирами, км | 2800 | 3500 | |
Практический потолок, м | 12100 | ||
Потребная взлетная дистанция, м | 2500 | ||
Потребная посадочная дистанция, м | 2300 | ||
Экипаж, чел. | 4 | ||
Расход топлива, кг/ч. | 6200 | 5400 |
Фюзеляж
Диаметр фюзеляжа составляет 3,8 м.
В фюзеляже самолета Ту-154М имеются 3 двери — 2 входные по левому борту и одна служебная, а также запасной выход — по правому борту. Четыре аварийные выхода (по 2 на каждом борту) предназначены для аварийного покидания самолета с выходом на крыло в случае аварийной посадки.
Операторы
АвиалинииДагестана АвиалинииКубани Алроса Атлант-Союз Вим-авиа ВладивостокАвиа Газпромавиа Донавиа Кавминводыавиа Когалымавиа Московия Оренбургские авиалинии Самара Татарстан
Уральские авиалинии Utair Якутия Ямал
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.