Региональные турбопропы конвертируют под водородное топливо

Региональный сегмент воздушного транспорта оказался одним из наиболее восприимчивых к идее использования перспективных видов топлива: о намерениях конвертировать турбовинтовые самолеты в вариант с гибридной водородно-электрической тягой объявили как производители авиатехники, так и сами авиакомпании. Так, американский стартап Universal Hydrogen (UH2) подписал протоколы о намерениях сразу с тремя европейскими региональными перевозчиками: Icelandair Group, Air Nostrum и Ravn Alaska. Речь идет об установке водородных топливных элементов (ТЭ) на уже находящиеся в эксплуатации самолеты ATR 72 и De Havilland Canada Dash 8.

UH2 предлагает заменить турбовинтовые двигатели Pratt & Whitney на электромоторы и водородные ТЭ, совместимые с капсулами производства UH2 для жидкого и газообразного водорода. Согласно подписанным договорам, производитель систем также станет на долгосрочной основе поставлять авиакомпаниям «зеленый» водород, т. е. получаемый из возобновляемых источников энергии.

UH2 собирается преодолеть инфраструктурные сложности, разработав логистику на основе модульных капсул, которые могут транспортироваться по сети интермодальных контейнерных перевозок и устанавливаться в самолет в аэропорту непосредственно перед вылетом. Чтобы упростить переход на использование водородного топлива, стартап разрабатывает комплекты для конвертации совместно с разработчиком электродвигателей MagniX и поставщиком топливных элементов и водорода Plug Power. Для самолетов ATR и Dash 8 создается установка мощностью 2 МВт.

За ATR 42/72 и Dash 8-200/300 последует модель -400, а в дальнейшем стоит задача "разработать комплекты для конвертации всех вариантов", говорит Род Вилльямс, коммерческий директор UH2: "Трансмиссия и капсулы универсальны, с небольшими различиями под разные модели ВС".

Утверждается, что экономика конвертированных самолетов сравняется или превзойдет обычные турбопропы. "На момент ввода в эксплуатацию в 2025 г., учитывая тренд снижения цены «зеленого» водорода и роста цен на керосин и сборов за выбросы диоксида углерода, а также учитывая более низкую стоимость техобслуживания ТЭ и трансмиссии, стоимость кресло-километра водородных Dash 8-300 будет сравнима с обычными", — заверяет Вилльямс.

  "Аэрофлот" завершил первую программу тяжелых форм техобслуживания на самолетах Boeing 777 в России

Еще одна компания, Deutsche Aircraft (с турецко-американскими корнями), которая работает над модернизацией модели Dornier 328 для возобновления ее производства, объявила о партнерстве с немецкой фирмой H2Fly, специализирующейся на создании установок на водородной тяге. Совместно компании намерены создать демонстратор регионального турбовинтового самолета 328eco на топливных элементах с нулевыми выбросами диоксида углерода.

Меморандум между Deutsche Aircraft и H2FLY подразумевает разработку винтомоторной установки (ВМУ) с ТЭ на жидком водороде мощностью 1,5 МВт. Установка на демонстратор 328 и начало летных испытаний запланированы на 2025 г.

Проект H2Fly — продолжение сотрудничества германского аэрокосмического центра DLR и Университета Ульма, которое началось в 2014 г. Используя четырехместный самолет HY4 в качестве платформы, H2Fly создала и провела летные испытания ТЭ и трансмиссии, а в настоящее время в рамках проекта Mahepa, финансируемого ЕС, создает модульную гибридную архитектуру ВМУ.

В Германии активно развиваются и другие проекты: DLR сотрудничает с MTU Aero Engines по проекту создания системы мощностью 500 кВт для 19-местного Dornier 228 к 2026 г. Также DLR планирует провести наземные испытания 1,5-мегаваттной силовой установки для регионального самолета пассажировместимостью от 40 до 60 кресел.

Американо-британский стартап ZeroAvia разрабатывает ТЭ на газообразном водороде мощностью 600 кВт для 19-местного самолета. Выход на рынок запланирован на 2024 г. Компания также разрабатывает более мощные ТЭ на жидком водороде для региональных 50-местных самолетов; вывод на рынок — в 2026 г.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий